Приветствую Вас Гость | RSS
Обложка » Статьи » Индийский танец

Значение индийских танцев в учении Тантры.
ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЯ НАМАХ! ОМ АЙМ САРАСВАТИ НАМАХ! ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!

  Индийские храмовые танцы это особая форма искусства, которая соединяет в себе и религию, и йогу, и философию и сексуальность, и театр. Индийские танцы направлены главным образом на постижение Божества через движение, а также на создание наиболее гармоничного пластичного рисунка движения, на которое мы затрачиваем минимум энергии. Эти танцы полны пластики, грации, обаяния, красоты, мистики и даже магии. От индийского храмового танца мужчины сходили с ума от сексуального или любовного желания, скульптуры Божеств оживали, цветы лотосов раскрывались от тонких вибраций, а сама танцовщица или танцор наполнялись сознанием внутреннего совершенства и внешней гармонии. Как правило, индийский танец это особая драматическая игра, пантомима, в которой участвуют все ткани и части тела и души, для передачи в движении и в позах мифологической истории из жизни Богов. Отражая энергии Божеств в танце, танцовщица пропитывается более мощными и сильными вибрациями, которые помогают ей поддерживать здоровье и быстрее реализовывать свои желания.
  Индийские ритуальные танцы можно рассматривать, как динамическую йогу или йогу для женщин, поскольку танцами главным образом, занимались женщины. Индийские танцы это раздел Тантра-йоги, поскольку через танец можно увидеть сексуальность женщины или мужчины. В Тантра-йоге женщина рассматривается, как активное начало в физическом мире, которое должно проявляться во всем богатстве динамического аспекта, поэтому индийские ритуальные танцы являются наилучшим средством развития активного начала в теле и в душе. Мужчины в Тантре становятся пассивным, созерцающим началом, поэтому им подходит статическая йога, но это не означает, что они не должны учиться сложным танцам. Современная Тантра это объединение динамической и статической йоги для мужчин и для женщин для универсализации любых начал.
  Индийские ритуальные танцы сложны для западного человека, поскольку они состоят из необычных поз, в которых одновременно участвует все тело и каждая часть в отдельности. Постижение танца становится постижением восточной культуры и восточного мышления. Индийский танец это одновременно движение телом, душой и умом, это одновременно движение ногой, рукой и головой, кроме того, это движение пальцами ноги, пальцами рук и глазами головы. Таким образом, индийский танец это сложный рисунок, который следует изучать, как отдельные элементы целой системы.
  Без индийских танцев или без занятий хатха-йогой практика Тантры становится проблематичной, поскольку танцы и хатха-йога формируют основу, главный инструмент Тантра-йоги – физическое тело. Без очищенных каналов ног и без сильного, гибкого, пластичного тела невозможно сделать сложные конструкции по обмену тонкой энергией. Йога очень хорошо раскрывает Муладхару-чакру, а танцы – Свадхистану-чакру, поскольку много движений связано с раскрытием паховых областей. Когда медитативность хатха-йоги соединяется с пластичностью индийских танцев, тогда возникает правильная основа для сексуальных техник Тантры или же для боевых искусств.
  Когда человек танцует индийские танцы, то они настраивают его на определенный ритм. Этот ритм является также настройкой на всю индийскую культуру. Когда в теле и в душе таких ритмов накапливается много, то человек получает поддержку духа, его танец обретает особую силу. В таком случае, занятия Тантрой не оторваны от основы – от особого космического ритма. Когда ритм обретает некий дух, тогда танец превращается в общение, где жесты являются предложениями.
  Шива Натарадж (Царь танцев) является покровителем и руководителем тантрических танцев. Существует изображение космического танца Шивы Натараджа. В Индии существует храм, где изображен танцующий Шива в окружении апсар. В танце Шивы 108 основных поз, которые соотносятся с 108 физическими измерениями мира. И если для мужчины основными вратами в йогу является хатха-йога, то для женщины основными вратами являются танцы. С точки зрения божественного аспекта танец это не искусство, а динамическая практика йоги, которая посвящена Шиве.
  Космический танец Шивы состоит из 5 актов, панчакритья – созидание ( Брахма), разрушение ( Рудра), сохранение ( Вишну), мираж (Майя) и спасение ( Кундалини-Шакти). Созидание Брахмы это аспект творчества в танце, разрушение Шивы это йогическое освобождение от кармы тела, сохранение Вишну это культивирование в себе благой саттвичной, гармоничной энергии, миражи Майи это аспект искусства, которое очаровывает, опьяняет разум и спасение Кундалини это пробуждение энергии в копчике. Танец Шивы изображен в круге пламени, у него 4 руки, которые изображают мудры и несут огонь и барабанчик. Барабанчик Дамара символизирует ритм, космическую цикличную вибрацию. Огонь в руке символизирует активизацию элемента огня в танце, в котором истребляется все костное. Рука, опущенная вниз, делает абхайя-мудру, которая является символом бесстрашия и преодоления страхов физического мира. Рука, поднятая вверх, делает дандахасту и указывает на выход человека из цикла перерождений. Неведение и заблуждение символизирует карлик-демон, которого Шива попирает ногой. Одной ногой Шива стоит на карлике, на земле, а другой он танцует, она направлена к небу, это динамический и статический аспект танца – связь с небом и с землей. 
 
                                   Шива Натараджа (Шива Царь Танца)
             
             
 
  На лбу у Шивы изображен третий глаз и три линии – трипундра. Третий глаз говорит о том, что танец нужно воспринимать через 3 глаз. Три линии на лбу символизирует, что танец происходит в трех мирах, в трех пространствах – в физическом, астральном и в каузальном. Кроме того, танец происходит одновременно и в трех временах – в прошлом, в будущем и в настоящем. Тело Шивы указывает на то, что в танце Шивы также участвуют 7 основных сил – 6 динамических аспектов и один статический аспект. 4 руки, одна нога и правая часть тела это символ динамического аспекта, а левая нога и левая часть тела это статический аспект.
  Следующим Божеством почитания в тантрических танцах является сын Шивы и Парвати – Ганеша, который управляет физическим планом земли и движениями тела. Ганеша пребывает в Муладхаре-чакре, которая сильнее других активизируется в индийских танцах, поскольку идет сильное напряжение на ноги. Без покровительства этого Бога невозможно достигнуть совершенства в физическом движении. Ганеша учит танцевать таких людей, чье тело не подготовлено в силу своей полноты или загрязненности энергетических каналов.
  Богиня Сарасвати почитается теми, кто хочет постигнуть красоту и искусство танца. Сарасвати настраивает душу танцора. Танцы происходили в храмах или осуществлялись религиозными людьми, а это откладывало неизгладимый отпечаток на дух и форму танца. Храм был особым пространством, который создавал мистику и таинственное, глубокое переживание при восприятии. Современные индийские танцы практикуются и в фитнес-центрах и в спортзалах, но истинную свою красоту и силу они открывают именно в храмах или же рядом с храмом после совершения пуджи богине Сарасвати. Через украшения пространства, благовония и свечи можно создать атмосферу храма в любом месте. Там, где происходят занятия индийскими танцами очень желательно присутствия цветов, свечей и благовоний.
  Божественные танцовщицы имеют различные имена – апсары, дакини, девадаси. Через танец женщина достигала Божественности и освобождения от кармы тела, но полной реализации она не могла достигнуть, не посвятив себя всецело практике йоги. Наличие стихийных духов в божественной танцовщице определяло их более низкий статус в небесной иерархии, как в ведической, так и в буддийской традиции. Слово апсара происходит от апсу – вода и раса – сущность, вкус, апсара это вкус или сущность воды. Они обладали магическими способностями появляться и исчезать, порождать иллюзию восприятия у людей, могли легко соблазнять мужчин. Такие же способности обретают божественные танцовщицы, если они устремляются в своей практике к божественности. 
Очень часто Шиву изображают в окружение апсар, кроме того, существует много легенд о йогинах и апсарах, которые их соблазняли. Шива в окружении 5 апсар, пяти стихий это панчамукха. В Тантре существует ритуал соединения Шивы и 5 апсар, 5 стихий, который не следует путать с ритуалом соединения Шивы и 5 Дэва-Шакти. Таким образом, существует 5 типов апсар, в которых доминирует та или иная стихия.
  Дакини это небесные танцовщицы в буддийской традиции. Они символизируют чистоту энергетических каналов йогина. Благодаря чистоте энергетических каналов (нади) йогина посещают видения танцующих дакини, которые являются проявлениями энергий иных миров. Дакини, как и апсары, это танец в астральном мире, который может быть проявлен в физическом теле танцовщицы или танцора. Для божественных танцовщиц танец в астральном мире или танец энергий имеет приоритет перед движениями тела. В буддийской традиции женщин-йогини называли дакинями, поскольку они имели раскрепощенное красивое тело, магические способности и умели танцевать.
  Девадаси это служительницы Бога, они были храмовыми танцовщицами. Их танцы были посвящены Богам и Богиням. Они учились за счет танца сублимировать энергию нижних чакр в энергию верхних чакр, делая сложные мудры и хасты. Танцы для них были такой же суровой практикой, как и для йогина хатха-йога. Их целью было воссоединиться с Кундалини-Шакти, а потом ее соединить с Шивой – с сознанием. В своих танцах девадаси использовали сексуальную энергию, их танцы могли пробуждать в зрителях сексуальную силу и сублимировать ее в духовную энергию.
  Танец девадаси построен на символах. Ее целью было показать все краски сексуальных настроений женщины: соблазнение, возбуждение, обольщение, очарование, экстаз и т.д. Эротический аспект танца это особенность танцевальной практики девадаси. Но он отличался от грубой сексуальности Запада. Сами же девадаси были свободны от грубого сексуального желания, поскольку танец позволял им пройти все фазы сексуальных переживаний и сублимировать эту энергию в психическую силу.
  Существуют апсары от рождения и женщины, которые хотят стать настоящими апсарами. Апсары от рождения уже практиковали ритуальные танцы в прошлых жизнях, и поэтому достигли высокого искусства. Благодаря реализации своего искусства такая женщина рождается красивой, как в теле, так и в душе. Если танцовщица не обладает красотой, то в ее задачи входит обрести красоту за счет реализации танцевального искусства.
  В Индии существует канон красоты для божественной женщины. Округлость бедер и груди были обязательными для женщины. Высокая шея с гордо посаженной головой, плоский живот и тонкая талия. Само тело должно быть гибким, подвижным, пластичным и текучим, как вода. Тело должно быть открытым и раскрепощенным, излучая сексуальность и притягательность. Жесты божественной женщины должны показывать мудры и хасты, которые изображены на изображениях божеств.
  Индийский танец представляет собой мини-театр, поскольку танцовщица воздействует на зрителя сразу на 7 планах. На физическом уровне происходит символические движения тела - асаны, мудры и хасты, на эфирном уровне идет воздействие через костюм и энергию движения – ахарья, эмоциональное выражение через пластику рук, ног и туловища – ангика, управление настроеним и чувством на лице, мимика – сарвика, управление словами и пением - вачика, управление глазами, вниманием – тратака, самонаблюдение, взгляд со стороны, динамическая медитация – на каузальном уровне и вселение Божества на монадическом уровне – авешкара.
  Существует несколько вкусов танца – расы, который также зависит от раги – мелодии и талы – ритма. Танцующий своими движениями формирует пространство и вкус танца. Задача танцовщицы - создание вкуса красоты, мудрости, грации, любви, божественности, чувств природы, игривости. Вкус танца возникает в результате синтеза движения, эмоции, мысли и наполнения пространства медитацией. Если танец не рождает медитации, он теряет свой дух.
  Танец также имеет мужской и женский стиль – Тандава и Ласья. Для мужского танца характерны сильные, резкие движения ног и рук, которые активизируют нижние чакры и канал Пингала. Для женщины характерны мягкие, плавные движения, быстрые смены абханг – положений туловища, эти движения активизируют верхние чакры и левый канал Ида. Сочетание в танце мужского и женского стиля, это сочетание в себе мужской и женской энергии, тогда активизируется центральный канал Сушумна.
  В индийском танце движения это динамическое выражение йогических асан и мудр, которые пластично перетекают одна в другую, рисуя ткань в физическом пространстве. На эмоциональном уровне это глубокие переживания любви, божественности и преданности, то, что в Индии называют бхакти. На духовном уровне это непрерывная динамическая медитация – состояние вне ума, когда вы не думаете о том, что делает тело, это джняна, мудрость. Таким образом, танец может стать для женщины ее практикой хатха –йоги, бхакти-йоги и джняна-йоги.
  Индийский танец обеспечивает для тела женщины и мужчины такие качества, которые позволяют заниматься им тантра-йогой или же сексуальной йогой. За счет танцевальных практик растягиваются тазобедренные, коленные, паховые и голеностопные мышцы. При этом стабилизируется нервная система, за счет максимального напряжения и расслабления мыщц – в теле снимается стресс. Тело становится гибким, пластичным и эмоционально наполненным, что позволяет делать сложные сексуальные позы Камасутры, сохраняя контроль над телом. К тому же очищаются нади(энергетические каналы) ног и апана-вайю(нисходящий воздух, выталкивающий прану вниз) начинает двигаться вверх.
  Существует 3 основных энергетических зоны головы, туловища и ног – мысли, эмоции и чувства, разум, душа и тело. В тантрических танцах вы уделяете внимание одновременно всем 3 частям, пребывает в центре своего духа. Тантрический танец это игра энергий в 3 чакрах, в 3 каналах нади и в 3 мирах ( в локах). С точки зрения света танец образует янтру, с точки зрения звука он рождает мантру, с точки зрения тепла он пробуждает огонь Кундалини. Нахождение внимания, руки или ноги в местоположении чакры активизирует данный энергетический центр. Движение и наклоны вперед и назад это активизация переднего и заднего канала Сушумна. Движение и наклоны в бок это активизация каналов Ида и Пингала. Существует 5 каналов рук и 5 каналов ног, которые активизируются ударами ступней
Категория: Индийский танец | Добавил: тамилла (21.04.2011)
Просмотров: 13391 | Теги: тантрические танцы, индийский храмовый танец, танцы девадаси | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Одисси [9]
Джай, Джаганнатх! [2]
Индийский танец [8]
Индийская танцовщица: внешний вид [1]
Советы танцору [1]
Древние трактаты [1]
Индийский танец в художественной литературе [2]
Личности [1]
Индийская мифология [4]
Добро пожаловать!
Разрешите помочь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
GISMETEO: Погода по г.Бхубанешвар
 
GISMETEO: Погода по г.Нью-Дели