Апсара (санскр., ударение на первый слог -«многоводные», «движение в воде» или "движущаяся вода", "вышедшая из воды".) — полубогини в индуистской мифологии. В ведийской мифологии являлись жёнами и возлюбленными гандхАрвов (небесных певцов и музыкантов). При переходе в индуистскую мифологию приобрели функции небесных танцовщиц и куртизанок в царстве Индры на вершине Вселенской горы СумЕру(или МЕру). Апсары изображаются в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности, и описываются как «широкобедрые, с узкой талией, грациозные словно пантеры». Они были превосходными танцовщицами и божественными куртизанками, вечно непорочными, несмотря на все свои любовные истории. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин.
Происхождение разных апсар различно. В «РамАяне» упоминается, что одни апсары возникли при пахтании Молочного Океана (пахтали который боги и асуры, для того что бы добыть эликсир безсмертия – Амрит, (кстати говоря, кроме апсар из Океана вышли и другие мистические создания), ни боги, ни асуры не захотели брать их в жёны ( у них уже были супруги, да и свадьба по всем правилам - очень долгий процесс, а тут не до того) и апсары остались свободными. Наиболее знаменитых апсар (таких как МЕнака, Урваши, ТиллОттама и др.) создал Брахма ( когда Бхарата записал Натья-Шастру, а затем собрался представить первый спектакль, понадобились танцовщицы, вот тогда Брахма, по просьбе Бхараты, и создал первых апсар), а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу. Их главная функция- придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА). Они также считаются наградой героя, павшего в сражении. Однако апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо, в нашем мире, начинает усиленно предаваться аскЕзе, йоге (тапАсье-суровым йогическим практикам), Индра пребывает в страхе за свое могущество и трон. К таким йогам и посылают апсар с приказом «очаровать и соблазнить», хотя разгневанный йог-мистик мог наслать на апсару страшное проклятье (мудрец ВишвамИтра превратил апсару Рамбху (или Манирамбху) в камень до следующего воплощения на Земле Вишну (на этот раз в образе Рамы) . Мистическая сила, накопленная аскезой, в течении сотен и тысяч лет, быстро истощается в чувственных наслаждениях. Нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишает йога его мистической силы, обретенной им в аскезе. Апсары сочетаются браком, где и когда пожелают, но встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами( вступив в связь с человеком апсары способны дать жизнь ребенку). Менака полюбила ВишвамИтру и родила дочь ШакУнталу. Но апсары не могут жить в мире людей столько сколько захотят, Индра требовал чтобы Менака вернулась, и ей пришлось подчинится и оставить любимого мужа и новорожденную дочь. То же произошло и с Урваши, которая полюбила принца Пурураваса. Гандхарвы, опять же по приказу Индры, подстроили все так, что Урваши пришлось покинуть Пурураваса. Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре. Они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Апсар называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.
|