Приветствую Вас Гость | RSS
Обложка » Статьи » Одисси » Одисси

Интервью с Татьяной Рузовой.
  С первых звуков ситара точенная женская фигурка начинает танец, ее движения грациозны и неповторимы, все подчиняется музыке – глаза, руки, туловище, но очень особенно, каждая часть тела как бы движется по своему плану, исполняя свои движения, все вместе и каждая по-своему. Рисунок танца - как восточная вязь, плавный и непрерывный, но вдруг танцовщица замирает, приняв одну из поз, присущую этому стилю. Пристальное внимание притягивают руки, пальцы складываются в таинственные мудры, музыка завораживает. Вот ты уже не в центре современного города, а на истертых ступенях древнего храма, на берегу священной реки становишься свидетелем неземной лилы божественной пары Кришны и Радхи…
             
 
  После выступления Сатьбхама снимает свой концертный костюм, и становиться Татьяной Рузовой милой и приветливой в общении. Если бы не сценический грим, то в ней сложно было бы распознать одухотворенную личность, мастерски исполняющую индийские классические (храмовые) танцы одисси.
  -Как вы, филолог по образованию, стали танцовщицей одисси – это реализация давней мечты?
  -Да, наверно, можно так сказать. Действительно, по образованию я филолог со специализацией по Мировой художественной культуре. У меня с детства была тяга к искусству. Мне также нравились и индийские классические танцы, их показывали во времена моего детства в телепередаче «Танцы народов мира», и это оставило свой след. Это выглядело не просто замысловатым искусством, но было понятно, что за этим стоит какая-то великая культура и глубокий смысл. Мне нравилось соединение материальной красоты и духовности, физической сложности и необычной музыкальной и ритмической основы, актерского мастерства и грациозности и т.д. Когда пришло время, то я погрузилась в это серьезно.
  -Вы проходили обучение в индийском институте искусств Шри Венунад Кала Кендра, вы окончили заниматься, или продолжаете учиться там?
  -Профессиональное обучение индийским классическим танцам – скорее процесс на всю жизнь. Я продолжаю учиться в этом институте во Вриндаване, сдаю экзамены, (экзамены сдаются 7 – лет! Каждый год один экзамен.) но даже и после получения диплома я надеюсь, что мое обучение будет продолжаться еще много лет! Совершенствованию нет предела. Чем больше умеешь и узнаешь, тем больше понимаешь, что ты еще только в начале своего пути.
  -Сложно ли стать студенткой института искусств, какие качества, навыки нужны для поступления? Каковы критерии отбора?
  -Стать студенткой не сложно. В Индии учиться могут абсолютно все желающие, но есть разница в том, как и для чего они учатся. Танцами можно заниматься профессионально и любительски (как хобби, то есть в свободное время). Увлеченные любители танцуют не хуже профессионалов! Профессионально танцам учатся те, кто отдает этому все свое время и этим живет, этим зарабатывает себе на жизнь, выступая за плату, или обучая потом других (для этого нужно не только танцевать, но и знать музыку, ритм, историю, теорию танца и многое другое). Чтобы просто научиться танцевать, достаточно регулярно посещать занятия, будь то в Индии, или в своем городе, немного вспоминать пройденный материал дома и иногда выступать перед реальными зрителями, совершенствуя свои умения. Профессиональный же диплом по Индийскому классическому танцу выбранного стиля (как подобно у нас диплом хореографа, или балетмейстера) можно получить только в Индии в аккредитованном учебном заведении, сдавая все положенные экзамены перед госкомиссией. На профессиональное обучение в Индии принимают тоже всех, у кого есть силы, желание и время. Однако, классические индийские танцы – серьезное искусство, подобное профессиональному балету, обучение этому занимает много лет. Поэтому поступить-то может любой человек, но дальше профессионально учиться смогут только те, кто выдержит физическую и умственную нагрузку, проявит огромное желание, терпение и смирение и будет регулярно приезжать на обучение.
  -Как произошла ваша встреча с Учителем. Вы выбирали Гуру, Пратапа Чандра Бехеру, или он выбрал вас?
  -Это судьба – Господь привел меня туда. Я искала учебное заведение в Индии по танцу Одисси в месте, где я больше бываю, и в один день, совершенно случайно, на парикраме в Майапуре я встретилась с одной студенткой института Шри Венунад Кала Кендра во Вриндаване, которая потом и привела меня в этот институт. Она представила меня Гуруджи и после собеседования я была принята и так и учусь там.
  -Танцовщиц еще называют «ожившие скульптуры» - существует ли в этом случае связь с архитектурой?
  -Да, несомненно. В Читра Шастре, древнем трактате о живописи и изобразительном искусстве, описывается, что художники должны были тоже изучать основы танца, чтобы лучше понять, как красиво изображать человеческое тело. Они изучали не только позы и движения, но и мимику, актерское мастерство, музыкальный аккомпанемент, а также и грим, и костюм – все это помогало сделать изображение, или скульптуру не только правдивым, но живым, грациозным и вдохновенным. Раньше было принято украшать колонны и стены храмов барельефами, резьбой и скульптурами, чтобы доставить удовольствие божествам и преданным, создать в храмовом комплексе небесную атмосферу и возвысить чувства тех, кто там служит и туда приходит. Танцы были частью служения Божествам. Поэтому также во многих храмах строились специальные залы для танцев, называемые Ната Мандапа. Эти залы в большей степени украшались танцевальными сюжетами, которые сейчас помогают сохранять подлинность стиля танца, являются бессмертным свидетельством этого искусства и учебником для танцоров, ибо все фигуры взяты из реальной танцевальной практики, в чем можно увидеть особенности стиля. Так существовала обратная и взаимная связь: танцы вдохновляли скульпторов и архитекторов, а скульптуры и оставшиеся свидетельства на храмах вдохновляют и поддерживают танцевальное искусство до сих пор.
  -Какие есть характерные особенности танца одисси по сравнению с другими храмовыми танцами?
  -Да, каждому стилю классического индийского танца (обычно их подразумевают под храмовыми танцами) присущи свои особенности, иначе они бы не делились на «стили классического танца». Они имеются во всех составляющих: в технике стиля, музыкальном сопровождении, поэтической основе, костюме, репертуаре и т.д. Об этом уже около начала нашей эры говорит Бхарата Муни в своем трактате «Натья Шастра», который считается основополагающим в науке о танцах. Он упоминает 4 стиля, один из которых назван Одра-Магадхи (который вылился в современный одисси). Тогда то, что является сейчас Индией, имело другие территориальные деления. Современная Орисса раньше включала в себя много земель от Ганги на Севере до реки Годавари на юге. И земли Одра и Магадха также входили в ее состав. Поэтому стиль одисси – один из древних стилей танца, имеющий свои традиции и особенности, но неискушенный зритель видит только внешние особенности, которые явно бросаются в глаза при сравнении с другими стилями танца. Отличительными особенностями стиля одисси, заметными зрителю, являются грациозность, изящество, изломанные, волновые, плавные и спиралевидные движения и линии, «скульптурность» поз, а что касается эстетики в целом, то можно заметить, как нежность и лиричность Севера и пылкая страсть Юга словно сплетаются в одисси. Есть отличия и во внешнем виде танцовщицы. Украшения сделаны из традиционного резного серебра тонкой работы («филигри»), костюм изготовлен из шелковых (или реже хлопковых) Орисских сари, на голове у танцовщицы специальные цветы с башенкой, символизирующей храм Джаганнатхи.
  -А кому посвящены танцы?
  -В стиле Одисси , как и в других классических стилях, танцы посвящены в основном богам, поскольку это были храмовые танцы. По большей части это те боги и богини, которые имеют какое-то отношение к танцу. Это Кришна и Радха, Вишну и Лакшми, Рама и Сита, Шива и Парвати, Джаганнатха, Ганеша, Сарасвати, реже другие боги тоже встречаются. Есть танцы о многих воплощениях сразу, например, Дашаватара (о 10 воплощениях Вишну), Дашамахавидья (о 10 воплощениях Деви), Навадурга (о 9 воплощениях Дурги), Ашташамбху (о 8 воплошениях Шамбху), и т.д. Танцы также могут быть о каких-то событиях, принципе Гуру, о долге и морали (например, на сюжеты из Махабхараты) и на другие возвышенные темы, взятые из священных писаний и религиозных текстов.
  -На какие тексты поставлена хореография в танце?
  -В основном это возвышенная религиозная поэзия на санскрите и языке ория, иногда встречается также на хинди и бенгали, например бхаджан Тулси Даса «Шри Рамачандра Крипалу». На санскрите это эпосы «Рамаяна», «Махабхарата», музыкальная драма «Гита Говинда» Джаядевы Госвами, драмы Калидасы, произведения Ведавьясы – «Шримад Бхагаватам», «Говинда Дамодара Стотра», молитвы Ади Шанкарачарьи. На языке ория это поэзия святых вайшнавов о Кришне, его лилах и о божественной любви, а также о Джаганнатхе. Рамананда Рай Паттнаик создал драму «Джаганнатх Баллав Натака». После эпохи Господа Чайтаньи в Ориссе было очень много святых вайшнавов, и они оставили богатое наследие в виде прекрасных поэм и стихов, на которые положена музыка и создано (и продолжает создаваться) огромное количество танцев. Стихи, называемые Чханда автора Кави Сурья Баладева Ратха, поэма «Кишор Чандродаи Чампу» Упендры Бханджи, также стихи таких авторов, как Гопал Крушна Паттнаик, Банамали Дас, есть известная молитва «Ахе нила саила» мусульманина-преданного Джаганнатхи по имени Салавега и др. Также существует в ведической литературе большое количество гимнов, многочисленные шлоки, стути, стотры и ванданы, посвященные богам, их облику, лилам, теме преданности и духовности, которые тоже широко используются в танцах одисси.
  -Какие музыкальные инструменты звучат и какие исполняются знаменитые песни?
  -Для аккомпанемента танца одисси используются традиционные индийские инструменты, играющие вместе в оркестре: пакхавадж, или мардала (ударный инструмент, барабан), манджира (металлические тарелочки) – они играют ритм, также флейта, вина (сейчас в основном ситар) и скрипка, которые украшают мелодию (не строго обязательно присутствие всех этих трех инструментов, может быть и один из них, или два). Главным же в аккомпанирующем оркестре является певец, который подыгрывает себе сам на физгармонии. Настройку всех инструментов в гармонии с певцом поддерживает инструмент тампура. По поводу знаменитых песен – трудно ответить на этот вопрос. Знаменитые песни – значит всем людям знакомые, это больше относится к области фольклора, народных танцев и песен, или популярных, или из области кино. Классические индийские танцы – специфическое искусство, в отличие от кино и народного искусства. Музыка в танце является особенной, аккомпанементом к танцу, а не сама по себе песня. Песни и музыку в чистом виде исполняют на музыкальных программах, а на танцевальных же программах песня существует в преобразованной для танца форме. Если брать сами тексты, то многие из них, конечно, знамениты, так как взяты из общенационального общеизвестного религиозно-культурного наследия – такие, как Аштапади из «Гита Говинды», «Джаганнатхаштака», «Шиваштака», «Сурьяштака», «Дурга стути», «Ганеш вандана», «Ахе нила саила» и многочисленные шлоки из ведических произведений (См. выше пункт о текстах). Но стоит иметь в виду, что для человека, не знакомого с индийскими классическими танцами и индийской классической музыкой, а также с религией, вряд ли можно назвать эти произведения знаменитыми.
  -Вы организатор и сердце студии «Лиламрита», а что означает название?
  -Название в переводе с санскрита означает «нектар божественных игр».
  -Вы обучаете молодежь классическим индийским танцам практически с нуля. Какими качествами должна обладать девушка/юноша для занятий танцами?
  -Чувством ритма, здоровьем, физической силой и выносливостью, трудолюбием, терпением и смирением - остальное все можно развить в процессе.
  -Вы достигли определенного мастерства и готовы передавать его девушкам. Но одно дело самой танцевать и совсем другое учить других. Как вы чувствуете себя в роли наставника?
  -Я чувствую себя естественно в этой роли, это моя профессия. Каждый учитель чувствует ответственность за тех, кого он обучает, это тоже естественно, иначе это не учитель.
  -В Киев вы приехали вместе со своим мужем – Рузовым В.О. знаменитым философом и путешественником. У вас творческая семья – как уживаются вместе две одаренные личности?
 - Главное в семье – взаимное уважение. На основе взаимного уважения всегда все уживаются в любом коллективе. Сложно ли быть женой странствующего проповедника? Быть женой – не какая-то особая миссия. У каждой жены, чем бы ни занимался ее муж, есть свои сложности, так и у жен проповедников тоже есть свои неудобства. Сложности есть в каждой семье, у всех это по-своему. Это обычно, это нормально.
  -Принимаете ли вы миссию мужа, как свою?
  -У каждого человека есть несколько миссий - своя личная, индивидуальная миссия в этой жизни, есть миссия духовного учителя, миссия его религии и т.д. Мне кажется, что обо мне правильней сказать, что я стараюсь помогать своему мужу осуществлять миссию нашего духовного учителя, который осуществляет миссию своего духовного учителя.
  -Как вы переносите жизненные неудобства, что вас вдохновляет?
  -Мне кажется, что Господь всегда милостиво посылает нам вдохновение, было бы желание его получить. Поэтому очень многое меня вдохновляет, каждый день Господь мне посылает что-то разное, жизненные неудобства ведь есть у каждого человека, каждый день что-то неудобно, но все мы это преодолеваем и живем дальше. Иногда можно вдохновиться чьим-то примером, даже просто вспомнив о каком-то замечательном человеке, можно прочитать какую-то фразу в книге, иногда услышать слова в лекции, музыка всегда вдохновляет, даже нота какая-то может вдохновить, красота вдохновляет, природа вдохновляет, везде можно найти вдохновение, даже трудности и испытания вдохновляют.
Категория: Одисси | Добавил: тамилла (15.07.2011)
Просмотров: 1706 | Теги: Сатьябхама, индийские классические танцы в Моск, одисси в Москве, одисси, Татьяна Рузова | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
"Школы" одисси [1]
Одисси [7]
Одисси на карте Мира (ссылки) [1]
Добро пожаловать!
Разрешите помочь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
GISMETEO: Погода по г.Бхубанешвар
 
GISMETEO: Погода по г.Нью-Дели