Приветствую Вас Гость | RSS
Обложка » Статьи » Одисси » Одисси

Одисси: традиция готипуа.
      Романтическое слайд-шоу, посвященное танцорам готипуа.
 
  Название готипуа (от лит. ория – готи – «единственный», «один» и пуа – «мальчик») обозначает танец, исполняемый только танцорами-мальчиками в женских костюмах и украшениях. Занимательная история этой традиции отсылает нас ко временам одного из почитателей Господа Джаганнатха - Шримана Гауранга Махапрабху (монах, почитающий Кришну, и общественный реформатор, живший в 15 в.). Тогда в Пури существовал обычай проведения праздника Чандан Ятра (летний праздник, который длится 21 день месяца байсакх. Чандан – название сандаловой пасты, которая вместе с водой является одним из охлаждающих средств в жаркое время года), когда во время ритуальной процессии вместе со статуей Верховного Божества Джаганнатхи среди полубогов несли изображение его главного почитателя - бога Шивы. И как было принято, для развлечения Бога Джаганнатхи во время процессии перед ним танцевали махари из храма Шри Мандир. Когда Чайтанья Махапрабху увидел их, то он пожелал, чтобы махари также танцевали и перед господом Шивой в течение всего периода праздника. К сожалению, священники отказались удовлетворить его желание, так как махари, будучи женщинами, не могли сохранять чистоту в течение 21 дня. Тогда Шри Чайтанья Махапрабху предложил королю Пури в качестве альтернативы использовать мальчиков, чтобы они вместо девушек исполняли танец, так как мальчики во всех отношениях сохраняли чистоту. Сам Шри Чайтанья пел прекрасные гимны, воспевающие Кришну, и при этом танцевал в экстазе перед мурти Джаганнатхи. Культ Радха-Кришна Шакти Бхавы, который возродил Шри Чайтанья Махапрабху, привлек к себе массу поклонников, и именно этой традиции придерживаются последователи Общества Сознания Кришны во всем мире. Именно тогда по приказу короля Пури были открыты школы-акхады для тренировки готипуа – мальчиков-танцоров, где основными предметами были акробатика, пение и изучение репертуара. С тех пор готипуа, облачаясь в женские одежды и украшения, поют и танцуют под ритмы древней классической музыки вайшнавов для развлечения Верховного Божества Джаганатха. Их песни и танцы отображают различные истории из древних пуран, а также Раса-Лилы – любовные игры Господа Кришны с пастушками.
  Но, готипуа были известны в Ориссе еще с 14в. как актеры, танцоры, певцы и исполнители женских ролей в театральных представлениях. А когда им позволили выступать на религиозных фестивалях, их статус повысился, и уже с 16в. готипуа стали повсеместным явлением в Ориссе. Исполнение женских ролей в драме и танце молодыми юношами существовало в Индии на протяжении веков. В Натья- Шастре говорится, что когда актер-мужчина играет роль женщины, этот вид искусства называется «рупанупура». Это до сих пор сохранилось в танцевальной драме Кучипуди в Андхра и Катхакали в Керале. Готипуа получали постоянную поддержку от религиозных организаций и богатых землевладельцев, танцуя на фестивалях, свадьбах и общественных мероприятиях, и религиозных фестивалях Бога Джаганнатхи. Однако после упадка феодальной системы, храмы, монастыри, школы и заминдары не могли больше оказывать поддержку для дальнейшего существования готипуа. А с приходом в Индию европейцев их искусство было опошлено и потеряло свою популярность. Но, надо сказать, что готипуа не имеют отношения к гомосексуалистам или трансвеститам, иначе им ни за что не позволили бы танцевать в храмах. В отличии, к примеру, от Др. Греции, где сексуальные отношения учителя с учениками-мальчиками, были нормой, в ортодоксальном индуизме гомосексуалисты и трансвеститы считались людьми с извращенной природой, в результате очень тяжелой кармы из прошлых жизней, и должны были быть изгнаны из общества. Однако, даже в наше время внутри вишнуитской системы (поклоние Вишну) существует религиозное движение «сахаджа-йога», в котором мужчины в религиозном экстазе надевают на себя женскую одежду, так как в вишнуизме каждое живое существо сравнивается с женщиной, всегда привлекающейся Верховным Богом. Но, несмотря на лицемерие европейцев, готипуа все равно продолжали и продолжают существовать.
  Готипуа обучаются с раннего детства и выступают до тех пор, пока не начинает ломаться голос. Стиль готипуа имеет общую базу с основным танцевальным классическим стилем Ориссы – одисси. Так как почти все гуру, восстанавливавшие одисси, в юности были готипуа. Более того, многие учёные полагают, что именно благодаря готипуа сохранился и сам стиль одисси, поскольку это искусство подверглось большой атаке со стороны сторонников акта против храмовых танцовщиц. Характерной особенностью стиля готипуа является Бандха Нритья – акробатическое искусство. Танцоры создают пирамиды из немыслимых поз, при этом сохраняя женственную подачу стиля одисси.
                
                         Танец современных готипуа.
Категория: Одисси | Добавил: тамилла (30.04.2011)
Просмотров: 903 | Теги: танец в Индии, орисса, традиция готипуа, искусство Индии, индийские танцы, одисси | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
"Школы" одисси [1]
Одисси [7]
Одисси на карте Мира (ссылки) [1]
Добро пожаловать!
Разрешите помочь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
GISMETEO: Погода по г.Бхубанешвар
 
GISMETEO: Погода по г.Нью-Дели