Приветствую Вас Гость | RSS
Обложка » Статьи » Одисси » Одисси

Описание базовой техники одисси.
  Одисси, классический танец штата Орисса, развивался в храмовой атмосфере. Это лирический стиль танца, в нем существуют правила телодвижений, совершенно отличные от других видов. Его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки.
  Стили классического индийского танца лучше не сравнивать между собой. Каждому присущи свое очарование и красота. У них разная техника, разная история, разная манера представления сюжетов, разные эмоциональные краски, они по-разному воздействуют на зрителя, — и все-таки некоторым ученым и писателям не терпится начать сопоставлять их друг с другом. Одисси присуще свое собственное необычное очарование, гармония линий движения, это очень "скульптурный" стиль танца.
  Техника одисси основана на чоука - позе, при которой руки и ноги согнуты под прямым углом, причем локти и колени разведены в стороны. По характеру это мужская поза, вес тела распределен равномерно на обе ноги. Такая поза у изображения бога Джаганнатха в храме Пури, возможно, она отражает уравновешенную, всеобъемлющую и вселенскую природу дхармы Бога Джаганнатха. Это самабханга, или уравновешенная поза.

  Вторая по значимости поза — абханга, при которой вес тела перенесен на одну ногу, а другая согнута в колене в положении стоя или полусидя.

  Следующая поза — трибханга, при которой тело сгибается трижды, таким образом, что линии рук и ног образуют треугольники. Линия тела изламывается в коленях, в талии и в шее. А кисти руки, щиколотки и ноги образуют треугольники различных размеров. Это самая интересная поза в одисси. Это неуравновешенная фигура, которой не только крайне сложно достичь, но и которая требует большой выдержки и самоконтроля от танцовщицы, если она хочет выполнить ее красиво и изящно. В ней есть нечто воздушное, и, в отличие от чоука, она очень женственна. Когда трибхангу выполняют без должного внимания, она производит ужасающее впечатление, ибо преувеличенно, до уродства, подчеркивает формы женского тела. Трибханга представлена в скульптурных изображениях женских фигур и основана, как и скульптура, на индуистской концепции иконографии. Музыка в одисси очень лирична, и трибханга как бы естественно впадает в ее настроение или мелодический рисунок. В большинстве других стилей классического танца перенос веса тела с одной ноги на другую запрещен, но у одисси этот тройной изгиб составляет саму суть стиля.
 
  На видео одна из лучших танцовщиц одисси Суджата Мохапатра исполняет технический танец "Батту нритья". В этом танце представлена большая часть базовой техники стиля.

  Интересно, что в одисси поза служит не только частью арсенала выразительных средств или рамок стиля. Поза сама может нести смысл, а также всегда имеет свою собственную художественную ценность. Названия этих поз часто означают и конкретное настроение.
  Затем идут падабхеды, или положения ног: сама, кумбха, дхапу, маха, эка, лолита нупура, сучи, ашрита, трасья и рекха. Сочетания положений тела и ног порождает разнообразие основных поз, превышающее обычный запас других стилей. В позициях ног необычно то, что иногда танцор касается пола только пяткой или только носком. В сучи, например, приподнимается только пятка одной ноги, а в кумбхе приподнимаются обе пятки. Возможно и противоположное положение, когда приподняты оба носка. В большинстве других положений вес тела перенесен на одну ногу, а другую танцор ставит впереди, сбоку или сзади неподвижной ноги. Каждое новое положение придает изломанной линии тела новое изящество. Интересно не только изменяющееся положение ноги, но и то, как танцор поднимает ногу, отрывая ее от пола.
  Танцовщица одисси украшает свой танец при помощи бели различных видов движений. Есть движения, когда танцовщица встает из положения сидя и, соответственно, когда она садится и переходит из одной определенной позы на полу в другую; есть позиции и положения стоя и определенный способ принятия их и перехода из одной в другую. В результате создастся впечатление непрерывности, постоянного потока движения.
  Чари, или походка, — способ передвижения по сцене. Каждая чари довольно сложна, они различаются по скорости исполнения и значению. В танце изображаются многочисленные варианты женской походки, ее сравнивают с походкой различных животных, чаще всего лебедя, павлина, оленя и слона.
  Бхуми, рисунок передвижении по сцене, тесно связан с падабхеда, или положениями ног и бханги — позами тела, которые упоминались ранее. Бхуми обозначает также часть сцены вокруг танцора. Ноги двигаются определенным образом, очерчивая круг, квадрат или полукруг. Ноги выдвигаются из центральной точки вперед и вбок так, что очерчиваемый круг становится все больше. Было высказано предположение, что очерчивание кругов и квадратов движениями танцора по сцене восходит к тантрическим культам, некогда столь сильным в Ориссе. В Тантре круг и квадрат имеют большое значение. Однако будущие танцоры, изучающие Одисси, не задумываются о смысле этих бхуми, стремясь лишь выучить движения и часто не подозревая о возможном объяснении.
У ног в одисси тоже есть несколько необычных движении. Прежде всего, вокруг танцора на полу существуют определенные точки, на которые он ставит ногу. Ноги двигаются вбок, причем колени разведены далеко в стороны. Танцор часто, прежде чем поставить ногу на пол, приподнимает ее с оттянутым вниз носком, как в лолите, или поднимает, не сгибая, высоко вверх. Возможно круговое движение, когда нога ставится на пол сбоку, а все тело следует за ней таким же волнообразным образом. Это особенно захватывающий момент в танце. Часто танцовщица выставляет ногу вперед, затем поднимает ее и спиралевидным движением переносит назад. Иногда исполнительница переходит на пятки, приподняв носки, и идет в этом положении назад, совершал кругообразные движения руками.
  Брахмари — повороты, или круговые движения вокруг вертикальной оси. Экапада брахмари - особая фигура, когда исполнитель совершает полный поворот на одной ноге в положении чоука или трибханга, подняв ступню одной ноги на уровень колена другой, впереди или сзади. Этот поворот совершается по часовой стрелке или против нее.
  Особенность дисси заключается в том, что движения корпуса прямо соответствуют положениям и движениям нижних частей тела. Ноги твердо держат движущееся тело, бедра неподвижны. Верхняя часть туловища совершает мягкие волнообразные движения в вертикальном положении, голова все время отклонена в противоположную от туловища сторону, создавая очень красивый, лиричный, зрелищный аффект. Значение этого движения в одисси часто недооценивается, и очень сдержанное движение верхней части туловища, особенно спины, превращается в движение бедер, что, хотя и проще для исполнения, в высшей степени анти эстетично. Именно это движение туловища и придает одисси его особый оттенок. Лишь в брахмари и при поворотах туловище движется и в горизонтальной плоскости.
  Движения в одисси полны лиризма, возможно, благодаря округлой, кругообразной и спиралевидной природе стиля. Шея движется естественно, за наклоном головы но отношению к телу, сохраняя общую линию с верхней частью туловища. Шея также может не только наклоняться вправо иди влево, но и двигаться в стороны. Такое движение шеи характерно и для других стилей, и при изящном исполнении оно передает ощущение красоты.
  Есть движения, выполняемые в чоука, основной позе одисси, в положении полусидя, когда танцор приподнимает ногу, чтобы топнуть по земле с одной или с другой стороны, или поднимает ногу, сгибая ее внутрь от колена, а сам выполняет при этом повороты вокруг вертикальной оси. Существуют волнообразные движения тела и вытянутых рук. Они называются бхаса (дословно; волны), а также бурха, что означает экстаз. Существуют брахшры, или повороты и очерчивание контуров, геометрических узоров на полу вокруг танцора. Эти движения придают чистому танцу неистощимое разнообразие. Преобладающие гармоничные спиралевидные движения ног, туловища и рук накладывают на одисси яркий отпечаток лиризма.
(из книги Лилы Самсон "Ритмы радости")
Категория: Одисси | Добавил: тамилла (22.03.2011)
Просмотров: 2477 | Теги: Джаганнатх, одисси, индийские танцы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
"Школы" одисси [1]
Одисси [7]
Одисси на карте Мира (ссылки) [1]
Добро пожаловать!
Разрешите помочь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
GISMETEO: Погода по г.Бхубанешвар
 
GISMETEO: Погода по г.Нью-Дели