Почивший Гуру Сурендра Натх Джена обогатил стиль одисси, привнеся в него множество поз фигур из храмов Ориссы, в основном из храма Солнца в Конараке, где скульптура часто отражает повседневную жизнь, сельский быт и обычаи Ориссы, включая такие характерные для этой местности формы искусства, как джатра (драма), свитки-паттачитра и таал-патра – живопись на пальмовых листах и ткани. Его танец отражает оба аспекта – Тандав (мужественные, агрессивные, мощные движения) и Ласья (мягкие, нежные, женственные) – в отличие от других школ одисси, базирующихся в основном на Ласье. Кроме того, его хореография почерпнута из различных источников, таких как Абхиная Чандрика и Шильп Пракаш, где главным образом описываются 16 Наик, или 16 женксих поз, таких как Аласья (томная), Торана (стоящая в дверях) и проч. Гуру Сурендра Натха Джена оживил в танце эти скульптурные позы. Характерными для стиля являются особые мудры (жесты рук), описанные в вышеупомянутых текстах, и немалое количество поз из йоги.
Ниже представлены фрагменты хореографии Сурендра Натха Джены, в качестве иллюстрации.
Вайшнавизм (поклонение Вишну и Кришне), Шиваизм(поклонение Шиве) и Шактизм(поклонение Шакти или Дурге) – все эти три аспекта Индуизма в равной степени отражены в стиле одисси Гуру Сурендры Натха Джены. Его танец задумывался скорее для «атма-ранджан» (удовлетворения души), нежели для «лок-ранджан» (удовлетворения публики). Композиционно танцы построены на «бхакти-бхаав», взгляд концентрируется в основном фронтально, поскольку божество визуализируется перед поклоняющимся, что напрямую связано с обычаями девадаси, танцевавшими перед божеством в храме.
Стиль танца Гуру Сурендры Натха Джены фокусируется на подвижническом, духовном аспекте жизни, который является частью йоги. В Йога Сутре Патанаджали, где изображается Эшвар Пранидхан, описывается, как индивидуум вверяет себя милости Всесущего Бога. Это и есть Бхакти Марг(путь подвижничества). Исполнительница классического танца похожа на йога, Будду и девадаси: тело йога, сознание пребывает в состоянии Будды, а танцует она как храмовая танцовщица девадаси, которая в медитации движется сквозь чарующую музыку, воспроизводя различные позы, асаны, движения; внутренним взором видя бога перед собой, танцует для него, двигаясь как он. Это «ЧинтамМантрам», где танцовщица снова и снова призывает бога: ее тело, разум и душа творят мантру, во время которой она получает энергию от бога, душа ее просветляется, самореализуется и, наконец, достигает мокши, или самадхи. Так танцовщица обретает Пурнананд (наполненный радостью), Атмананд (просветление души) и Брахмананд (единение с Богом).
Автор статьи: Пратибха Джена Сингх.
В России этот стиль изучают в ансамбле "Сантош"(Екатеринбург), на Украине в Клубе восточного танца "Шелковый путь"(Киев). Адреса веб-сайтов Вы можете посмотреть в разделе "Меню-Школы одисси:ссылки".
В разделе "Меню-Галереи-Мастера одисси" Вы можете посмотреть фото Пратибхи Джены Сингх, одной из дочерей Сурендра Натха Джены, которая популяризует стиль своего отца по всему миру.
Источник: http://www.orientaldance.com.ua/ |