Змеев Дмитрий окончил университет культуры «Гандхарва Махавидиалая» Нью Дели, Индия, бакалавр искусств. Первый российский профессиональный танцор классического южно-индийского танца бхаратанатьям. В индийском классическом танце 9-ть основных настроений «Навараса», такие как:
1. Рудра – гнев
2. Бхаянака – страх
3. Шрингара – любовь
4. Вира – героизм
5. Хасья – радость
6. Каруна – печаль
7. Адбхута – удивление
8. Бибхатса – отвращение
9. Шанта – покой
Для того чтобы изобразить определенное чувство задействуются не только глаза, но и брови, губы, нос, щеки, подбородок и уши. Это прекрасная зарядка для мышц лица. Также классические индийские танцы славятся своими разнообразными, виртуозными ритмами. Как из нити невидимых звуков гхунгру (бубенчики на ногах) плетется изысканный, разноцветный ковер разнообразных ритмов. Индийский классический танец прекрасно развивает чувство ритма. В бхаратанатьям используются 5-ть разнообразных по звучанию вариаций:
1. Тишрам=3 (та ки та)
2. Чатушрам=4 (та ка дхи ми)
3. Кхандам=5 (та ка, та ки та)
4. Мишрам=7 (та ки та, та ка дхи ми)
5. Санкирнам=9 (та ка дхи ми, та ка, та ки та)
Ритмы перекликаются друг с другом, что дает возможность исполнителям извлекать прекрасные, приятные на слух музыкальные рисунки. Каждый классический танец можно просчитать: 1,2,3,4,5 и т.д. Нужно только хорошо разбираться в ритме (Лая) и скоростях (Кала). Существуют даже некоторые исполнители с нарушенным слуховым аппаратом, практически глухие люди, но разбираясь хорошо в ритме и скорости они успешно выступают.
Также бхаратанатьям может скрыть, а порой и вылечить от хромоты. Так как основная позиция танца «араманди», т.е. плие с развернутыми по сторонам коленями и такой же позицией ступней «аята», то хромота на сцене не заметна. Камал Хасан – звезда индийского кино и исполнитель классических индийских танцев, говорят, был хромой. Но занятия бхаратанатьям исцелили его недуг. Волшебная сила танца.
Бхаратнатьям– это огромный физический труд. Для того чтобы добиться четкого исполнения одного только движения, требуются месяцы упорных тренировок. Семь потов сходит, пока добьешься, определенных результатов. Но с этим потом из нашего организма выходят шлаки. Прочищаются каналы кожного покрова, тело дышит, кожа становится упругой, омолаживается. И конечно же при такой физической нагрузке хорошо тренируется сердечная мышца. Какой бы изнурительной не была бы репетиция, танцоры после нее чувствуют себя бодро, легко, удовлетворенно.
И конечно же снижение веса и восстановление своей утраченной талии для желающих привести свою фигуру в порядок.
Бхаратнатьям прекрасно развивает координацию движения, так как танец очень геометричен. В наше время все больше и больше встречаются люди с нарушенной координацией. А причина в том, что люди ведут пассивный образ жизни. Мало двигаются. Порой человек на вид кажется активным, физически подготовленным, но стоит его попросить сделать какое-нибудь танцевальное движение и факт на лицо: отсутствие координации. И в этом случае индийский классический танец приходит на помощь. Но на исцеление придется потратить некоторое время. И в первую очередь в своем выздоровлении должен быть заинтересован сам ученик.
Бхаратнатьям улучшает состояние здоровья, т.к. во время выступлений и репетиций, танцор на протяжении нескольких часов беспрерывно и ритмично ударяет стопами ног по полу. А как известно на подошвах ног находятся энергетические точки, которые определенным образом связаны с внутренними органами. Так, что за время репетиций и выступлений происходит естественный массаж внутренних органов, что безусловно благоприятно улучшает состояние здоровья.
Также массируются энергетические точки на пальцах рук. Существуют 28 разнообразных положений для одной руки (Асамюта хаста нам) и 24 позиции для двух рук (Самюта хаста нам). В южно-индийском классическом танце Катхакали (штат Керала), позиций рук гораздо больше.
Из-за того, что в бхаратнатьям мышцы ног находятся в напряженном состоянии (позиция Араманди) в течение нескольких часов, то это способствует выделению пота, а это значит, что для танцоров классических индийских танцев проблема целюлита не актуальна. А тем, кто хочет избавиться от него, займитесь бхаратанатьям.
Цицирон когда-то сказал: «Не один здравомыслящий человек, никогда не станет танцевать». Очень странно, что так сказал Цицирон (хотя возможно он не имел в виду классические индийские танцы). А ведь на самом деле классические индийские танцы равномерно развивают оба мозговых полушария. Как известно правое полушарие отвечает за творчество, а левое за физиологию. И именно в классических индийских танцах эти два понятия соединяются вместе в аспекте Нритья, т.е. соединение технического танца (Нритта) с пантомимой (Абхиная). Так же во время выступлений и репетиций за счет дыхания происходит обильное обогащение крови кислородом и вывод из организма двуокись углерода, что улучшает работу мозга.
Моя Гуру, известная индийская танцовщица современности Лила Самсон, говорила мне, что при абсолютном исполнении бхаратанатьям открываются энергетические чакры и исполнитель может впасть в транс-медитацию. Бхаратанатьям называют танцующей йогой «Нритьяйога». Помимо духовности и энергетики этого стиля встречаются много элементов из хатха- йоги. Так как индийский классический танец состоит из множества прекрасных статичных поз (как в йоге), то очень хорошо развиваются мышцы тела. Они становятся упругими и эластичными. Развиваются межреберные мышцы, что способствует укреплению корпуса. Все что можно сказать о хатха- йоге вполне подходит и для бхаратнатьям. Бхаратнатьям так же укрепляет нервную систему, что помогает бороться организму со стрессами.
Бхаратнатьям помогает будущим роженицам, т.к. основная позиция во многих танцевальных стилях «араманди». Эта позиция способствует укреплению мышц живота, выворотности бедер, укреплению позвоночника. Во многих индийских храмах, по всей стране, встречаются разнообразные барельефы с изображениями рожениц в позиции «араманди» над огнем. Индийские женщины раньше рожали в вертикальном положении. И в наше время, в медицине практикуются вертикальные роды. Так же танец помогает восстановить фигуру после родов.
Хотите бросить курить? Займитесь бхаратнатьям. Огромная физическая нагрузка на легкие быстро отучит вас от этой пагубной привычки. Поставьте для себя цель: во что бы-то ни стало выучить танцевальную композицию Варнам. А Варнам длиться от 30 до 40 минут без остановок. А вся программа длиться около 2-х часов. С курением уходит выносливость из тела человека. Человек слабеет. Так что займитесь лучше танцами. И от сигареты избавитесь и здоровья прибавите.
Бодрость духа, хорошая физическая форма у танцоров индийских танцев сохраняется на протяжении многих лет. Европейские танцоры заканчивают свою концертную деятельность примерно в 45 лет. А вот индийские танцоры с 30 лет, только начинают свою творческую карьеру. До этого они учатся, набираются жизненного опыта, выступают, оттачивая свое мастерство, расширяют круг поклонников своего таланта. Расцвет творческой деятельности для профессионального индийского танцора начинается после 30 лет, т.е. уже полностью сформировавшийся личностью. Юные танцоры хороши своей молодостью, но ни одна шестнадцатилетняя танцовщица не сможет передать чувство горести в ожидании Радхой Кришны или радость их счастливой встречи, т.к. может передать зрителю эти чувства зрелая танцовщица. Конечно же, после 60 лет уже трудно танцевать технические танцы, но зато танцы с абхинаей просто завораживают. Индийский классический танец – искусство без возраста. Нет сил танцевать технику – танцуй пантомиму. Многим мэтрам индийского классического танца далеко за 70, а то и за 80 лет. Но они до сих пор радуют нас, зрителей, своим прекрасным искусством танца и перевоплощения. Назову лишь несколько имен, танцоров различных классических направлений танца, старшего поколения:
БХАРАТАНАТЬЯМ: - Ямина Кришнамурти, Нирмала Рамачандран, С.П.Чандрашекхар, Канака Шринивасан…
КУЧИПУДИ: - В.П.Сатьям, В.С.Шарма, Кала Кришна… МОХИНИАТТАМ: - Канак Реле, Гита…
КАТХАКАЛИ: - Бала Гопал, Р.К.Наир, Джанардан…
ОДИССИ: - Келачуран, Махапатра, М. Раут, Рамани Раджан Джена… МАНИПУРИ: - Синхаджит Сингх, Чару Сидха…
КАТХАК: - Бирджу Махарадж, Ситара Деви, Ума Шарма…
Этим и многим другим мастерам старшего поколения индийских танцоров мы обязаны тем, что танцевальное искусство Индии развивалось и сохранилось до наших дней, в его чистой неповторимой классической форме. И один из немаловажных моментов классического индийского танца – это продление молодости. Индийские танцоры говорят: «Пока есть гибкость в пальцах есть молодость.» Конечно же танец это не панацея от всех болезней, мы не совершенны. Но в нем есть искра божья: «Где взгляд, там жест, Где жест, там чувство, Где чувство, радость и любовь. Все это тайна жизни бесконечной, А танец вечен как любовь…»
(материал представлен руководителем студии инд. танцев "Раса-лила"(Омск) Юлией Безобразовой, про студию "Раса-лила" Вы можете узнать в разделе меню-друзья)
|