Танец, который всегда с тобой.
Павел Буркин.
Лето прошло. Когда я пишу эти строки, за окном падают хлопья мокрого снега и тают в грязи. Впереди зима, долгая, снежная или – того хуже – слякотная. И хоть и было ушедшее лето щедрым на тепло, а все равно жалко, что оно ушло. Лета много не бывает. Еще хочется. Ну что же, сегодня есть возможность приобрести путевку и уехать в южные страны. Но можно «побывать» в стране вечного лета, не выезжая из Москвы или Петербурга. Надо только купить билет на концерт индийской музыки или танца – и на часочек-другой в отдельно взятом концертном зале вы окажетесь там, окунетесь в блеск сказочных нарядов, увидите и услышите зажигательную музыку и танец. И уйдете с ощущением, что побывали в сказке.
Сегодня одним из лучших коллективов, исполняющих танцы Индии, является Театр индийского танца «Таранг», названный в честь музыкального инструмента, разновидности барабана. «Таранг» возник в 2003 году, но уже успел завоевать заслуженную славу. Выступления этого дружного, талантливого коллектива завоевывали первые места на различных конкурсах индийского искусства, артисты «Таранга» стали желанными гостями на фестивалях индийского искусства. Мы предлагаем вниманию читателей небольшое интервью с руководителем Театра, гуру Ашвани Нигамом. -Театр существует уже почти три года. Расскажите, пожалуйста, как давно он существует и как возник? -Я в России с 1996 года. Первоначально работал в Культурном центре имени Джавахарлала Неру при Посольстве Индии. Позднее участвовал в создании Театра индийского классического танца «Джанкар». Со временем возникла идея создать свой собственный коллектив, который возник 6 ноября 2003 года. Эта дата – точка отсчета в истории нашего Театра. -Известно, что Театр индийского танца «Таранг» занимается не только постановкой концертных программ, но и обучением, а также популяризацией, донесением до российской общественностью индийской культуры. Среди этих направлений деятельности, какое, на Ваш взгляд, самое важное? -Основное направление деятельности – обучение. Студия Театра занимается подготовкой русских студентов в индийские музыкальные университеты. Именно так. Уровень обучения в студии Театра позволяет этого достичь наиболее способным и прилежных. Второе направление – концертная деятельность. В этом плане – мы проводим регулярные выступления в Государственном музее Востока, кроме того, нас приглашают в Посольство Индии, различные индийские общества, ассоциации индийского бизнеса, на конкурсы и фестивали. Театр активно участвует в индийских праздниках в Москве. Практически на всех конкурсах «Таранг» получает первые места. Еще одна группа создана для профессиональной подготовки артистов для шоу-программ индийского искусства. Популяризация индийского искусства… Поймите правильно, цель Театра – продемонстрировать индийское искусство не только популярно, но и правильно, без искажений. Наша цель – не создать нечто «по мотивам», а показать настоящее классическое, народное, эстрадное, стилизованное искусство. Мы хотим, чтобы индийский танец был не просто оценен по достоинству, но и правильно понят. Для этого часто избирается такая форма выступлений, как концерты-лекции. -Каковы, на Ваш взгляд, особенности индийского танцевального искусства, его отличие от танцев других народов мира? -Первая особенность индийского искусства – яркость. Индийский танец дает человеку яркость в жизни, дают отдых от повседневной суеты и обыденности. Вторая особенность – индийский танец дает здоровье. Как известно, индийский классический танец – это одна из форм йоги, и индийские танцоры очень часто учат еще и йоге. Он учит любить искусство и терпеливо его постигать, но главное – он учит радоваться жизни. -В чем особенности работы в России: насколько популярно, по Вашему мнению, индийское искусство в стране, насколько русские люди его понимают? -Индийское кино всегда было популярно в России. Русский народ любит индийскую музыку, танец. Русские охотно обучаются индийской музыке, пению и танцу. Например, в нашем Театре студенты получают дипломы международного образца, и потом могут преподавать в Культурном центре, учить танцу в фитнес-клубах, создавать профессиональные танцевальные коллективы. -Как скоро можно научиться индийскому танцу? Что для этого нужно? -Это зависит от конкретного человека. Но, я считаю, что студенты должны начать выступать как можно скорее, поэтому при проведении концертных программ мы не ограничиваемся профессиональными артистами, стараясь, чтобы класс тоже в них участвовал. Дело в том, что очень часто новички приходят или с «комплексом звезды», или же, наоборот, «зажатые», боящиеся сцены. Выступления позволяют «лечить» оба этих комплекса. Нужно добиться, чтобы считающие себя «звездами» поняли, что им нужно еще много работать, а если есть комплекс «сценобоязни», что выступление им по силам, чтобы могли свободно выступать на сцене. Последние десять лет я преподаю в России, и 90 процентов моих учеников чувствовали себя в классе хорошо. Они доверяют мне, а я – им. Конечно, ученики, когда выступают, часто волнуются, ошибаются. Но точность движений, артистическое мастерство приходят только с опытом, они учатся на ошибках и вскоре начинают танцевать хорошо. Особенно важно разбудить фантазию: в танцах стиля Катхак, которые исполняют артисты Театра, очень важна импровизация, фантазия. Поэтому на сцене студенты становятся перед необходимостью импровизации, мозг начинает работать быстрее, и потом, на занятиях, они уже соображают быстрее. После концерта обычно приходит облегчение и уверенность в своих силах. Они начинают верить, что могут нормально выступать. -Для многих воротами в мир индийского танца служит кино. В чем особенности танцев из кинофильмов по сравнению с классическим или народным танцем народов Индии? -Основа репертуара нашего Театра – Катхак. Это один из шести классических стилей индийского танца, и, как во всех классических стилях, существуют строгие, складывавшиеся веками, правила обучения и выступления. Есть танцы с легкой, адаптированной для широкой публики музыкой и движениями, похожими на классические. Это стилизованные под классику, но не классические танцы, в них менее строгие правила. Народный танец делает упор на красоту, для него характерно множество региональных направлений: скажем, танцы штатов Пенджаб и Махараштра различаются довольно сильно. Их особенность – исключительная красочность. Последняя группа – эстрадные, или же танцы для кинофильмов. Музыка может быть построена на сочетании западных и индийских мотивов, а сам танец может включать движения из европейских танцев. Правило одно: танец должен быть ярким, привлекательным и приятным. Танцы кино очень сильно отличаются от классики, поэтому те, кто начинали учиться с танцев кинофильмов, вынуждены переучиваться, и им поначалу тяжело. Но именно классика лежит в основе всех этих направлений. Все прославленные индийские киноартисты вначале обучались классическому танцу. -И последний вопрос. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
-Я родился в семье, много поколений занимающейся музыкой и танцем. У нас чаще танцовщицами становятся девушки, и отец поначалу был против, но потом разрешил заниматься. Я выучился играть на табле и скрипке, петь, танцевать. Позднее учился в музыкальном университете, с 1987 года начал профессиональное обучение. Моими учителями были лучшие исполнители стиля Катхак в Индии – Раммохан Махарадж, Бирджу Махарадж, гуру Мунна Шукла. В 1996 году мне предложили вести занятия в Культурном центре имени Джавахарлала Неру. С тех пор работаю и преподаю в России. -Большое спасибо за Ваши ответы на вопросы.
Индийское танцевальное искусство – одно из самых древних, красивых, зрелищных и запоминающихся в мире. В этом каждый может наглядно убедиться, если придет в Музей народов Востока на концерт-лекцию театра индийского танца "Таранг".
|