Приветствую Вас Гость | RSS
Обложка » Статьи » Джай, Джаганнатх!

Махапрасад из храма Джаганнатха.
  В Индии верующие люди предлагают приготовленную пищу тому божеству, которому поклоняются. Это может быть Кришна, Шива, Лакшми, Нрсимха. Так поступают не только в храмах, но и у себя дома. Предложенная пища называется «прасад». Пища для предложения готовится очень тщательно и аккуратно, не только внешне, но и внутренне. Во время предложения человек читает определенные мантры и это освящает пищу, передает ей другую энергитическую вибрацию, качества пищи меняются. Затем приготовленную пищу как бы «ест» бог. В мурти божества присутствует определенная энергия, которая имеет форму, имя и качества. Это личность. Происходит некий обмен: человек, который готовил пищу для божества вкладывал туда свои мысли, чувства , а божество когда ее «ест» , принимая чувства своего преданного, оставляет там свое сознание, и пища снова меняет свои качества, она уже совсем не та, что была в самом начале. И когда человек съедает прасад , он перенимает уже совсем другую энергию от этой пищи. Это легко понять на примере общения людей между собой. Когда вы едите пищу, приготовленную другим, вы перенимаете то сознание, с которым он ее готовил. А если вы поедите то, что уже попробовал другой человек, то какое-то время вы будете чувствовать, думать и даже говорить так как он. Вот почему очень важно с каким умонастроением готовится еда. Пища приготовленная с негативом может испортить здоровье и даже отравить. Правильно приготовленная и предложенная пища дает ощущение счастья, здоровье и усиливает разум.
 
  « Махапрасад - это основное приношение из риса в храме Джаганнатха. В большинстве храмов Индии преданные могут есть "прасад", священную пищу, которая была предложена божествам. Но только здесь, в Джаганнатх Пури, есть эта благословенная пища, называемая "Махапрасад". Здесь у слова "маха" два значения. Во-первых, оно значит "великий". Второе значение слова "махапрасад" - "ма-прасад", потому что главную тхали нужно взять из храма Матери Бималы, вернуться и смешать с содержимым всех предложенных горшков, и только тогда считается, что это должным образом "съедено" Господом Джаганнатхом. И лишь тогда это можно распространять всем, независимо от каст и убеждений.Только махапрасад можно есть всем вместе, независимо от вероисповедания и расы, даже с одного бананового листа. В день можно накормить 5.000 человек, но в дни больших праздников - от одного до десяти миллионов. Вкус махапрасада нельзя воспроизвести за пределами храма. Также преданные внутри храма по опыту знают, что когда повара несут бхогу из кухни в храм, у него нет васаны, нет сладкого аромата. Но после предложения, когда они несут его из храма на Ананда-базар, чтобы продавать, запах у него божественно сладкий. В процессе пуджи его благословляют все боги и богини и сам Господь Джаганнатх. Когда предлагается пища, лишь трем священникам, совершающим пуджу, разрешается находиться внутри. Чувствуется, что Господь Джаганнатх действительно "ест свою пищу" в это время.
  В 1800-х гг. один британский коллекционер по имени Армстронг задал об этом вопрос одному служителю в Пури. Он дал 108 магаджа-ладу, чтобы их предложили в храме. Севака вернулся позже, но все 108 были еще там. Поэтому у британского коллекционера возникло еще больше сомнений относительно Господа Джаганнатха. Служитель предложил взвесить их в следующий раз. Когда ладу вернули, вес был на 4 или 5 кг меньше, и впоследствии Армстронг стал великим верующим. На самом деле никто, кроме самой матери Лакшми махапрасад не готовит, все считают себя Ее слугами. Огонь на кухне называется Вайшнава-агни, потому что это огонь на кухне Господа Джаганнатхи, и используется он для служения самому Вишну. Его никогда не гасят. Древесные угли тлеют день и ночь благодаря одному служителю, которого называют Акханда Мекапа. Быть служителем Господа Джаганнатхи в храме считается большим благом.
 
  Когда человек умирает, родственники берут огонь с самой храмовой кухни, чтобы сжечь тело в крематории. Махапрасад - сокровенная часть каждодневной жизни общины служителей. Его едят и раздают во время рождения ребенка, во время каждой священной церемонии на протяжении всей его жизни и во время смерти. Если кто-то болен, махапрасад обладает целебным свойством. Люди говорят, что если есть махапрасад каждый день, то никогда не будешь болеть в течение всей жизни. Человек, исцелившийся от неизлечимой болезни, накормит 7, 21 или 108 бедных брахманов махапрасадом. Поэтому махапрасад называют также "нирмальей" - тем, что делает человека совершенно чистым, как лотос. Другое название махапрасада - "кайбалья", дарующий Мокшу - спасение или освобождение. Говорится, что если человек съест пищу Господа Джаганнатхи, у него будет не только хорошее физическое самочувствие, но и духовное просветление.
 
  Поскольку еда в храмовой кухне должна быть приготовлена в такой чистоте и с глубокой преданностью, как повара, так и едоки ощущают сильное духовное воздействие. В действительности ни один человек не может приготовить столько блюд - более 56 каждый день - для такого числа едоков. Глиняные горшки ставят в специальные земляные печи - их пять - друг на друга. Однако еда в верхнем горшке готова самой первой, а не последней. Другое странное явление - это то, что часто горшки бьются по дороге в храм, или пища портится во время приготовления и должна быть забракована. Говорят, что повар где-то был нечист. Чтобы готовить для Бога, нужно иметь чистое тело и чистые помыслы. Утром в день сервировки на кухне, когда пищу несут в главный храм, рот должен быть завязан тканью, чтобы человеческая слюна не осквернила прасад. Если кто-то гордится тем, что приготовил хорошее блюдо, то говорят что его горшок обязательно разобьется. Также говорят, что если Мать Лакшми недовольна тем, что приготовили повара, на территории храма мистическим путем появится собака, обычно тогда, когда пищу несут божествам. Поскольку никаким собакам в храм входить не позволяется, то говорят, что эта собака - Кутама Чанди, тантрическая богиня, отвечающая за чистоту пищи. Если собаку увидят, всю еду надлежит закопать и приготовить снова. Готовя бхогу дома, жены служителей перед тем как готовить купаются, делают пуджу во влажном сари, читают духовные книги - "Гиту", например, потом одевают специальное сари, предназначенное только для приготовления еды из риса для божеств. Если она заходит в это время в туалет, она должна сменить одежду на ту, что предназначается исключительно для посещения туалета.
 
   Как в храме, так и дома божествам не предлагают никакого чеснока или лука, а также "заморских" овощей типа картошки или помидоров. В храме масала и специи вроде кардамона и гвоздикидобавляются только после предложения, после того, как махапрасад принесли на Ананда-базар. Название Ананда-базар значит "приносящий огромное счастье". Говорят, что махапрасад Господа Джаганнатха обладает такой силой, когда его съедают. Преданные могут купить махапрасад в любое время дня; некоторые блюда есть в продаже всегда. Они могут выбрать блюдо стоимостью в одну рупию или в пятьдесят. Рис, дал и овощные блюда вместе стоят 5 рупий – для основной трапезы. Никто не покидает Пури, не отведав махапрасада.
 
  Говорят, что Господь Джаганнатх - это Дару-брахма, сама жизненная сила в деревьях. Также Его называют Шабда-брахма - жизненная сила любых звуков и вибраций. Его знают под именем Нада-брахма - также изначальный звук Ом. Он - Ахам-брахма, жизненная сила в человеке. Таким же образом, его называют Анна-брахма, жизненная сила в рисе, во всякой еде, которую мы потребляем. Поедая Его махапрасад, мы принимаем вовнутрь также и Его. В храме Джаганнатхи люди могут жертвовать деньги, но пожертвования в виде риса принимаются с такой же радостью. Это называется анна-дана. Поэтому Джаганнатх Пури известен под названием "Анна-кшетра", так как каждый день предлагают столь много риса, и ни в одном другом храме Индии не предлагается рис в качестве основного блюда для божеств и не распространяется потом среди всех.» 
(из книги "Храм Господа Джаганнатха",авт. Соманатх Кхунтия, потомственный служитель)
Категория: Джай, Джаганнатх! | Добавил: тамилла (01.04.2011)
Просмотров: 1927 | Теги: индийский храм, Индий, Джаганнатх, орисса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Одисси [9]
Джай, Джаганнатх! [2]
Индийский танец [8]
Индийская танцовщица: внешний вид [1]
Советы танцору [1]
Древние трактаты [1]
Индийский танец в художественной литературе [2]
Личности [1]
Индийская мифология [4]
Добро пожаловать!
Разрешите помочь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
GISMETEO: Погода по г.Бхубанешвар
 
GISMETEO: Погода по г.Нью-Дели