Приветствую Вас Гость | RSS
Обложка » Статьи » Одисси » Одисси

История стиля одисси.
  В Натья-Шастре (записанной между 2-4вв н.э., либо между 3в. до н.э. и 3в. н.э., "ученые пока не в курсе дела") Бхарата называет несколько районов, в которых получили развитие местные разновидности танца, в частности Аванти, Дакшинатья, Панчали и Одра-Магадхи. Под последним, подразумевается территория современного штата Орисса. Стиль Одра-Магадха упомянут как стиль восточного региона Индии (Орисса и Бихар). Поскольку Бхарата говорит об Одра-Магадха как об общепризнанном виде танца, это означает, что тот должен был существовать в течение нескольких веков до того, как была записана Натья-Шастра. Одривишайя и Одрадеша – это древние названия Ориссы, и даже сегодня классический танец Ориссы известен как одра или одисси. Орисса в древней Индии была также известна под названиями Калинга и Уткал. Эпос Махабхарата впервые упоминает царя Калинги и его войско в числе участников великой войны Махабхараты, состоявшейся около 5000 лет назад.
  Местная легенда гласит, что Шива и его сын Ганеша обучили своему небесному танцу апсару Манирамбху, а через мудреца Бхарату - мудреца Аттахаса, который затем передал это искусство храмовым танцовщицам – махари (санскр. «великие избранные»).
                     
             
 
  Одисси берет свое начало из культа Джаганнатха-Владыки Мира (форма Кришны-одна из самых почитаемых по всей Индии), по крайней мере так утверждают древние тексты, хранящиеся в храме Джаганнатха в Пури. В культе Джаганатха оставили свой отпечаток многие религии Индии: индуизм, джайнизм, буддизм, тантризм, поэтому танцы стиля одисси посвящены разным божествам, и пропитаны своеобразным философским духом. В храме Джаганнатха, танцы одисси исполнялись дважды в день — во время церемонии утреннего подношения Богу и во время ночного Богослужения. Но одисси исполнялся и в храмах других божеств: Шивы, Дурги (Шакти), Сурьи, Вишну, Лакшми, Нрсимхи. А также там где собирались люди, исповедующие буддизм и джайнизм.
  Официальную же историю танца одисси можно проследить по надписям, с барельефаов и фризов пещер джайнов и буддистов. Древнейшее из известных упоминаний о танце и музыке – это надписи в пещере Хатигумпха в Удайягири, где в пятой строке говорится о том, что царь Калингадхипати Махарадж Кхаревала (монарх-джайн, взошедший на престол в 103 году до н.э., а Джайнизм-одно из религиозных течений Индуизма) был мастером Гандхарва Видья (музыки и танца), и что он организовал представление Дарпа Нритья и Вадитра Нритья, а также сочинял музыку для удовольствия своего народа. После Кхаревалы, когда Калингой правили Кар или Бхаума в 2-7 веках, государственной религией был буддизм. Танцующие фигуры мужчин и женщин в различных позах стилизованного танца до сих пор детально демонстрируют позы, жесты, одежды и украшения, хотя святилища уже превратились в руины. История этого периода туманна, но из медных дощечек и надписей видно, что Сувакара Дева был величайшим монархом того времени, и в эпоху его правления искусство и культура Калинги были широко известны в Индии и даже в Китае. Дополнительным свидетельством того, что классический танец исполнялся в то время, является Нур Рани Гумпха в Удайягири, где третье помещение скального дворца украшено скульптурным фризом с сидящим царем и танцующей девушкой в классической позе в сопровождении музыкантов с барабаном, цимбалами, арфой и флейтой. В одном из четырех ранних храмов, Парашурамешваре, есть женские фигуры в сложных танцевальных позах. Некоторые фигуры изображают базовые положения танца в стиле одисси – чоук и трибхангу. К концу правления династии Бхаума буддизм утратил свое главенствующее положение, и был утвержден культ Шивы. Орисса находилась под сильным влиянием индийского мыслителя Шанкарачарьи (788—820). Шиваизм (направление религии Индуизм) также оказал решающее воздействие на культуру Ориссы. Бхаратешвара, один из самых ранних храмов Шивы (6 век) имеет барельеф с изображением свадьбы бога Шивы, включающий фигуры небесных танцоров.
  Превосходство брахманизма было установлено, когда династия Кесари пришла к власти в 8 веке. Цари Кесари называли себя гандхарва и нритья Кесари, они построили множество прекрасных храмов, богато украшенных скульптурами танцоров, являющих собой развернутую панораму культурной жизни, где танец и музыка были хорошо развиты. Бхубанешвар стал центром культа Шивы, а Ната-мандап (мандир) или Зал для танцев стал характерной особенностью храмовой архитектуры. Великолепный образец храма того периода – Брахмешвара, построенный в 8 веке царицей Колавати, матерью царя Удайята Кесари. Надписи на храме говорят о назначении храмовых танцовщиц, называемых махари, для ежедневных танцевальных ритуалов перед богом Шивой. Цари Ганга, правившие между 11-15 веками были поклонниками бога Вишну и бога Джаганнатха. Чходаганга Дева, основатель династии Ганга, продолжил перестройку храма Джаганнатха и назначил махари, певцов и музыкантов на храмовую службу. Упоминания о танцевальных ритуалах в храме Джаганнатх можно обнаружить в Сканда Пуране (10 или 11 век). Анангабхима Дева завершил реконструкцию основного храма Джаганнатха в 1189 году и построил Ната-мандап со святилищем богини Лакшми внутри. Во время его правления Махешвар Махапатра, развлекавший царский двор, написал Абхинайя Чандрика, подробный трактат о классическом танце Ориссы ( по другим источникам в 15в. при Анангабхимадэве). Этот текст и сейчас необходим танцорам для изучения этого стиля.
  Нарасингха Дева, правивший в 13 веке, был очень религиозен и имел страсть к искусствам. Он построил грандиозный храм Сурьи, Бога Солнца в Конараке, великое достижение в области храмовой архитектуры и скульптуры. Все здание украшено великолепными скульптурными фигурами танцоров и музыкантов. Этот храм любимое место всех танцоров одисси и поклонников этого искусства (посмотреть фото храма Сурьи Вы можете в меню-галереи). Нарасингха Дева также соорудил Ната-мандир в храме Симхачалам и щедро одарил махари, чтобы те пели и танцевали, восхваляя повелителя Нарасингху. Надписи на храме Ананта Васудев в Бхубанешваре фиксируют тот факт, что гордостью царского двора была дочь Нарасингхи, Чандрадеви, искусная танцовщица и певица.
  Сначала одисси исполнялся только женщинами. Они считались женами бога и пользовались большим уважением. Но учителями могли быть и мужчины, о чём свидетельствует скульптура нритья гуру в храме Солнца в Конараке. А с 14в. появляются готипуа – юноши , переодетые в жеский костюм и танцующие одисси для простых людей. Их исполнение было менее искуссным, но зрелищным и простым.
  В 15-м веке, во время правления Сурья, в одисси появилась тенденция под названием абхинайя – выразительный, несколько театрализованный танец.
  К 16 веку в Ориссе уже было три вида танцовщиц: махари в храмах, начуни при королевском дворе и готипуа, выступавшие перед зрителями. Лишь махари допускались во внутренние помещения храма.
  Когда в Ориссе установилось британское господство в 1803 г, страна была разделена на несколько областей, некоторые из этих частей были присоединены к прилегающим провинциям. Политическая раздробленность отразилась и на искусстве. Рост социальных предрассудков среди образованных на английский манер индусов и влияние британцев привели к забвению танца. Махари исчезли. Остались одни готипуа, именно они сохранили основу для воссоздания в будущем древней традиции. Впоследствии стиль стал и мужским тоже, уже без переодеваний. Танцоры-мужчины привнесли в одисси новые технические элементы и обогатили репертуар.
  Одисси начали восстанавливать когда Индия получила независимость. Орисса вновь стала единым целым, и в результате орисское искусство пережило новый расцвет. Одисси обязан своим возрождением и процветанием нескольким танцорам-энтузиастам. Среди них - гуру Панкаджа Чаран Дас, гуру Дебапрасад Дас и гуру Келучаран Мохапатра. Адигуру, или учитель учителей, Панкаджа Чаран Дас, был сыном потомственной махари. Гуру Дебапрасад Дас и Келучаран Мохапатра в юности выступали как готипуа. Именно в результате их грандиозной работы сложился стиль одисси как синтез традиций махари и готипуа, а также скульптур Орисских храмов (из традиции махари была взята абхиная, а техника разрабатывалась на основе школы готипуа). Новый одисси впервые был исполнен вне штата Орисса юной Приямбадой Моханти в 1954 г. в Дели на Первом межуниверситетском фестивале молодежи. Танец сразу привлек внимание критиков, возвестивших об открытии новой классической танцевальной формы. Авторитетный критик - искусствовед газеты «Statesman» Чарльз Фабри убедил известную танцовщицу Индрани Рехман начать изучать одисси, а последняя открыла одисси всему миру. В то время как эксперты оценивали статус танца, его соответствие канонам «Натья-Шастры», одисси приобретал все новых и новых поклонников, покоряя своей скульптурностью и лиризмом.
                             Индрани Рехман
                     
 
  Главная мекка для всех танцоров одисси - конечно же, столица штата Орисса - город Бхубанешвар. Здесь расположены все основные танцевальные институты одисси. Главный из них – государственное заведение Odissi Research Center – Центр по изучению одисси, совсем недавно ставший «имени Келучарана Мохапатры». Он ведет важную работу по кодификации стиля (как самого танца, так и музыки), систематизирует уже имеющиеся направления и веяния, и в то же время разрабатывает новые движения. В институте имеется большая видео и аудиотека, в нем преподают лучшие ученики известных Гуру.
  Одисси исполняется в очень мягкой и лиричной манере. Стиль отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодична. Изначально сольная танцевальная форма, сейчас одисси стал и групповым танцем тоже. В наше время танец в стиле одисси широко исполняется на публике, преподается в специальных университетах и пользуется популярностью во всем мире. Его пыталась станцевать Мадонна во время церемонии награждения MTV Award ceremony, он представлен в видеофильме альбома Майкла Джексона «Black or White».
  Но, несмотря на то, что сейчас одисси исполняется на сцене, его суть не изменилась. Он остается молитвой, и поэтому оттачивание танцевального мастерства исполнителем является формой духовного совершенствования.
Категория: Одисси | Добавил: тамилла (20.04.2011)
Просмотров: 1217 | Теги: танцы в храме Джаганнатха, история одисси, история Ориссы, история индийского классического та | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
"Школы" одисси [1]
Одисси [7]
Одисси на карте Мира (ссылки) [1]
Добро пожаловать!
Разрешите помочь!
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
GISMETEO: Погода по г.Бхубанешвар
 
GISMETEO: Погода по г.Нью-Дели