№ 219 (16850) от 20.11.2009 Владислав ШПАКОВ, Астана
Выступление этой девушки сразу приковывает к себе взгляд. Дело тут даже не в удивительной грациозности и не в отточенности движений, а в особенном выражении лица - абсолютно искреннем, лишенном какой бы то ни было наигранности. Танец Нургуль Амирбековой (на фото), как ни экзотичен он для нашего зрителя, излучает нечто очень близкое и понятное. А если приглядеться, то становится понятно: танцуя, Нургуль находится в этот момент душою совсем в другом месте. Кто-то, не имея возможности реализовать свою мечту, со временем забывает ее, кто-то разочаровывается и переходит в категорию закоренелых пессимистов. В детстве Нургуль Амирбекова кривлялась перед телевизором. Она хотела танцевать так, как это делают в индийских фильмах, но учиться этому искусству в родном Шымкенте было негде. Уже потом, когда девушка училась на режиссера шоу-программ в Южно-Казахстанском госуниверситете, при вузе открылся индийский культурный центр. Судьба поистине уготовила подарок Амирбековой. После окончания университета Нургуль попыталась получить стипендию Индийского совета по культурному обмену. Положительный ответ пришел только через два года, когда она уже почти потеряла надежду. - Получается, я пять лет ждала, пока наступит мое время, - вспоминает она. Да, ее время наступило. Нургуль получила трехгодичную стипендию на обучение в престижнейшей академии танца Тривени Каласангам, что в Дели. Причем студентке из Казахстана учитель уделял время на индивидуальные занятия.
В академии были отменены все творческие экзамены. Мотивация такая: искусство невозможно оценивать баллами, и каждый человек занимается творчеством прежде всего для себя, и только он знает, на что способен. Обмануть можно какого угодно экзаменатора, но только не собственную душу.
В индийской танцевальной традиции существует девять стилей, абсолютно отличных друг от друга и в плане хореографии, и техники, и костюмов, и музыки. Нургуль изучала стиль одисси, точнее, его каноническую, "храмовую" разновидность. Учителем Нургуль стала Пратибха Джена Сингх, дочь знаменитого гуру Сурендранатха Джена. - Знаете, мне очень повезло не столько даже в том, что я получила индийскую стипендию, а в том, что училась именно у гуруджи Пратибхи и ее отца, - говорит Нургуль. - Он 23 года жил в храмах, изучая барельефы и статуи, изображающие божеств. В каждую позу гуру вкладывал жизнь, наполняя ее движением и смыслом, в буквальном смысле заставляя камень танцевать. Он хотел докопаться до самых корней танца с двухтысячелетней историей - и он это сделал.
Гуру: Сурендра Натх Джена и Пратибха Джена Сингх
Гуру Сурендранатх напутствовал ее недолго - он ушел из жизни в 83 года, когда Нургуль была на втором курсе. Но Пратибха передала своей казахской ученице все, что знала сама. К иностранцам в Индии относятся по-разному, но тут отношение мастера к студентке было почти родственным. Помимо танцевальных навыков, Нургуль наследовала и духовные знания. По ее словам, самым сложным был начальный период - изучение азбуки танца. Хотя азы уже были известны Нургуль, на готовом фундаменте приходилось возводить основу своего будущего мастерства. В Индии ее шокировала только жара, когда нужно прилагать усилие, чтобы сделать хотя бы вдох. Это только в Казахстане шымкентцы считаются южанами, привыкшими к зною. А в сравнении с севером Индии климат нашего юга мало отличается от арктического. В остальном никаких потрясений не произошло. Нургуль и прежде изучала Индию заочно, поэтому была готова к экзотике, которая встретила ее там,- как к яркой, так и к самой мрачной. - Когда ты едешь учиться чему-то у чужой страны, ты должен четко понимать свою цель, знать, что тебе нужно, а негатив не должен беспокоить, - считает Нургуль. - Если знаешь, куда и для чего направляешься, то шокировать может только погода. Однако гораздо тяжелее давалось другое: разлука с родными. Впрочем, на первых же каникулах обнаружилось, что в Казахстане Нургуль испытывает точно такую же тоску по Индии, ставшей для нее второй родиной. Ведь убийственные впечатления от жары с лихвой компенсировались всем тем удивительным, прекрасным и загадочным, что есть в Индии: ее историей, культурой, природой. Нургуль рассказывает об этом с тем спокойным и даже задумчивым восхищением, которое можно наблюдать только у зрелых, повидавших многое людей. Это удивительно контрастирует с ее жизнерадостностью и почти детской экспрессией. Очень странное сочетание черт характера, в итоге выливающееся в чистое обаяние. - Три года Индия оберегала меня, кормила, помогала морально, - с необычной смесью уважения и нежности вспоминает Нургуль. - С детства я была связана с Индией своими мечтами, а теперь эта связь - осознанная и явная. У нее была возможность остаться там и работать. Дилемма возникла ужасная, понятная лишь человеку, сроднившемуся с чужой землей, но не переставшему любить ту, на которой родился. Индия не была бы Индией, если бы не подтолкнула Нургуль к верному пути.
Выбор получался на самом деле непростой. Три года Нургуль была фактически оторвана от казахстанской жизни, изменившейся за это время довольно сильно. И при этом она "вросла" в жизнь индийскую. - С другой стороны, мы рождены для того, чтобы начинать с нуля и идти до конца, - говорит Амирбекова. - И возможности человека безграничны. Вернее, определяются его усердием и терпением. "Зеро", с которого Нургуль пришлось начинать, свалилось на нее уже в конце обучения. Ее сбил мотоцикл - на перекрестке, который она переходила сотни раз. И цепь счастливых случайностей: ее случайно узнал один прохожий, другой случайно знал координаты хозяев ее квартиры, а еще случайно мимо проезжал единственный в районе владелец автомобиля, который отвез Нургуль в госпиталь, где случайно работали ее хорошие знакомые. И это все в бескрайнем Дели! А потом - клиническая смерть и последующий запрет врачей на занятие танцами. - Индийская земля священна, и если бы она хотела меня принять, то взяла бы - вот о чем я подумала, придя в себя, - вспоминает Нургуль. - И я четко поняла: хочу, чтобы мой последний вздох случился в родной стране. Моя миссия только начинается в тот момент, вот что мне сказала Индия. Мне нужно возвращаться в Казахстан. Все было решено. Мастер стиля одисси Нургуль Амирбекова вернулась в Казахстан минувшим летом - и сразу нагрянула в Астану. Это был классический вариант покорения столицы, когда окрыленный надеждами провинциал приезжает наобум, не имея никакой протекции и стратегических планов. Нургуль знала лишь, что в Астане теперь находится Индийский культурный центр, и этого ей казалось достаточно. Посольство Индии дало ей возможность выступить на нескольких мероприятиях - и у Нургуль появились маленькие ученики. - Казахстанские дети больше нуждаются в возможности заниматься индийскими танцами, чем дети из Индии, - смеется Нургуль. Она вспоминает свою мечту и понимает, что сегодня ее миссия - дать таким детям шанс реализоваться. Об этом ей сказала и гуруджи Пратибха: "Твоя судьба - вернуться домой и стать учителем". И вдруг выяснилось, что никаких противоречий нет и не было и жизнь Нургуль идет очень естественным путем. Что преподавательская работа, репетиции и сцена радуют сами по себе и есть вокруг всего этого некая аура, яркость которой не зависит от места пребывания. - Не все сразу должно получаться, и время само по себе все распределяет, - уверена танцовщица. - Планы до небес, но нужно стараться, чтобы они осуществлялись. Мне бы хотелось открыть свою школу, где бы занимались все желающие. Назвала бы я ее в честь Гуру Сурендранатха Джена. (узнать подробнее про школу одисси, созданную Сурендра Натхом Дженой, Вы можете в меню-статьи, а также можно посмотреть фото Пратибхи Джены Сингх в меню-галереи-мастера одисси)
|