Приветствую Вас Гость | RSS
Обложка » Статьи » Одисси » Одисси

Репертуар одисси.
  На сегодняшний день существует и используется базовый репертуар одисси, также разработанный заново, как и сам стиль одисси, в середине 20 века. Этот базовый репертуар изучают все танцоры одисси, в первые годы обучения.
  Мангалачаран - танец-посвящение, исполняется в начале программы и включает в себя несколько не зависимых друг от друга сюжетов. Это танец-заклинание, движения в нем разворачиваются медленно. Танцор ступает на землю неторопливо и очень осторожно. Хасты в мангалачаране минимальны и по природе своей скорее несут религиозный смысл, чем служат элементом украшения. Рангаманч правеш - выход на сцену; танцор держит руки перед собой, обычно неся цветы и выражая готовность принести их в дар. Рангабхуми прана - приветствие сцене и земле, это первый сюжет, или идея. За ним следует аштадева вандана, тема покорности танцора его любимому божеству: при этом певец поет стихи, обычно на санскрите. Затем - трикханди прана, когда танцор приветствует богов, гуру и публику, завершая тем самым танец-посвящение жестом приветствия и преданности, анджали-хаста. Чаще всего в танце мангалачаран, который учит начинающий танцор, демонстрируется подношение цветов Богу Джаганнатху, затем просят благословений у бога Ганеши - устранителя препятствий, чтобы он убрал помехи для представления. В будущем, когда танцор становится более опытным, он разучивает несколько танцев мангалачаран, посвященных другим божествам: Шиве, Дурге, Вишну, Сурье, Сарасвати или Кришне. На обложке сайта представлен танец мангалачаран «Ганеш вандана» в исполнении одной из лучших танцовщиц одисси современности, Суджаты Мохапатры.
  Батту - технический танец, порожденный влиянием тантрического культа Батукешвара Бхайрава, одного из образов бога Шивы. Он состоит из скульптурных поз, и танцор очень красиво изображает игру на различных инструментах: на вине (струнный инструмент), мандале (барабан), вену (флейта) и манджирах (медных тарелочках-караталах). Его пластика повторяет позы скульптур в храмах Ориссы и служит своеобразным украшением стиля. В этом танце барабан выбивает интересные ритмические рисунки, которые начинаются медленно и, постепенно убыстряясь, становятся все сложнее, пока батту не заканчивается под крещендо ударного инструмента. Батту - это подготовка к последующему более трудному танцу паллави.
  Паллави – то же технический танец, дальнейшее развитие единства танца и музыки. Его движения сочетаются со звуками, или сварами, выбранной раги, и часто хореография настолько совершенна, что трудно сказать, движения подчеркивают красоту рисунка свар или свара подчеркивает изысканность танца. Разные паллави, построенные на фиксированных временных циклах, связаны между собой в танце различными ритмическими циклами. С развитием темы взаимо-пересекаюшиеся ритмические узоры вплетаются в танец, надстраиваемые исполнителем во все более и более сложные комбинации. Паллави носят те же названия, что и соответствующие им раги.
  Далее следует абхинайя. Она включает в себя театрализованное выражение поэтического текста, и, естественно, самые важные, популярные и интересные сюжеты абхинайи танцор одисси черпает среди аштапади "Гиты-Говинды". Так же, часто используют стихи орисских поэтов. Танцы рассазывают о любви Радхи и Кришны, о развлечениях маленького Кришны, об аватарах (воплощениях) Вишну, Шиве, Деви и других богах, древние эпические истории. Абхинайю обычно поют в неторопливом темпе, поэтому ничто не заставляет исполнительницу молниеносно менять настроения или придерживаться тщательно отрепетированной манеры. Наоборот, от нее ожидают углубленной трактовки темы. Более того, к ней предъявляется важнейшее требование - глубокое понимание текста.
  Мокша - заключительная часть программы. Цель всего живого освобождение от цикла рождений и смертей, и священные тексты упоминают о возможности достижения его теми, кто посвятил себя искусству танца. Мокша исполняется в быстром темпе, танец сопровождается слоговыми формулами, отбиваемыми на манджире (медные тарелочки) обычно самим гуру. Мокша состоит из сложных фрагментов чистого танца, исполняемых без остановки, сначала спокойно, а затем - со все нарастающим напряжением. Танцовщица движется по сцене, но, когда номер достигает кульминационной точки, она останавливается в центре и принимает позу покорности Богу. Кажется, будто внутреннее напряжение программы сдерживается и контролируется мыслью, чувством и движением, до тех пор пока не замирает. Порыв и волнение слиты в момент катарсиса. Когда мокша исполняется умелой и опытной танцовщицей, есть надежда, что она сумеет поднять настроение и оживить атмосферу.
( по книге Лилы Самсон «Ритмы радости»)
Категория: Одисси | Добавил: тамилла (06.06.2011)
Просмотров: 989 | Комментарии: 1 | Теги: книга Лилы Самсон Ритмы радости, репертуар одисси, индийский танец одисси | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Axoxbroocatah  
0
спасибо за интересный блог

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
"Школы" одисси [1]
Одисси [7]
Одисси на карте Мира (ссылки) [1]
Добро пожаловать!
Разрешите помочь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
GISMETEO: Погода по г.Бхубанешвар
 
GISMETEO: Погода по г.Нью-Дели